Дисграфия

sflnzw9m6pgДисграфия (дис – расстройство, графо – писать) – частичное нарушение письма.

Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Эти ошибки кажутся глупыми, так как допускаются там, где, казалось бы, написание слов не должно вызывать затруднений, например, вместо «бант» – «бонт», «белка» – «делка». Замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части – вот наиболее распространенные признаки дисграфии. Дети с дисграфией путают похожие по начертанию буквы (прописные «д» и «б», «п» и «т»); могут не обратить внимание на лишнюю «палочку» в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».

Не следует ставить ребенку диагнозы в самом начале овладении письмом, когда могут иметь место закономерные трудности. Чаще всего дисграфия может проявиться во втором полугодии 1-го класса, когда подобные ошибки носят уже стойкий характер.

В зависимости от проявлений выделяют следующие виды дисграфий:

артикуляторно-акустическая дисграфия
дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
аграмматическая дисграфия
оптическая дисграфия
Чем может быть вызвано появление дисграфии?

прежде всего неврологическими нарушениями (ПЭП, родовая травма и др.), поскольку речь – результат деятельности коры головного мозга;

длительными соматическими заболеваниями;

неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, педагогическая запущенность).
Часто дисграфия является одним из проявлений сочетанного нервно-психического и речевого расстройства, поэтому важно своевременно выявить и устранить причину возникновения нарушения письма.

Причиной появления подобных ошибок может быть нарушение (отсутствие) необходимых предпосылок письма, а именно:

правильное произношение всех звуков речи и различения их на слух, умение выделять звук на фоне слова и определять место звука в слове;

сформированность грамматических систем (согласование слов, употребление предлогов);

сформированность пространственных и временных представлений (различие предметов по форме, величине, расположению в пространстве, понимание последовательности).
Нарушение звукопроизношения необходимо устранить в раннем возрасте с помощью педагога логопеда. Письменная речь — более сложный процесс, чем устная. Неисправленные дефекты устной речи впоследствии проявляются в письме, что снижает успеваемость в школе.

Нарушение речевого слуха — серьезное препятствие в борьбе с дисграфией. Однако решить проблему необходимо (и возможно!), потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.

Коррекция дисграфии предполагает развитие речевого слуха, всех фонематических процессов, тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти, звуко-буквенный анализ слов. Логопед учит различать твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Сложность для для ребенка в том, что он должен правильно услышать звук и представить его в виде знака – буквы – в быстром потоке воспринимаемой им речи.

Как предупредить дисграфию?

Наблюдайте за ребенком начиная с 2-х лет:

Не возникает ли у него проблем с различием речевых звуков на слух?

Как ребенок ориентируется в пространстве и времени (понимает последовательность времен года, дней недели, «вчера-сегодня», «раньше-сейчас»), нет ли у ребенка «левшества»?

Достаточен ли словарный запас?

Правильно ли строит фразу?
В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать все возможное для его выравнивания.

Для преодоления дисграфии требуется тесное сотрудничество врача (невролога, психоневролога), логопеда, психолога и родителей.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Рефлексотерапия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.