г. Калининград, пр-т Победы, 70А,
пр-т Ленинский, 1
график работы: пр-т Победы: Пн-Пт 8.00-20.00
Пр-т Ленинский: Пн-Пт 8.00-20.00, Сб, Вс выходной


Умственная отсталость у детей: признаки, степени. Развитие и реабилитация ребенка с УО


Умственная отсталость (УО) у детей представляет собой снижение когнитивной активности, вызванное нарушениями в функционировании мозга и центральной нервной системы.

У таких детей психическое развитие происходит по индивидуальному сценарию, отличному от обычного хода развития. Это сопровождается изменением личностных характеристик. Нарушения затрагивают не только умственные способности, но также приводят к отставанию в физическом развитии, возникновению поведенческих расстройств и нарушению эмоциональной и волевой сферы.


Признаки умственной отсталости у детей


Умственная отсталость обусловлена необратимыми изменениями в коре головного мозга, которые происходят еще на этапе формирования нервной системы в период беременности. Основной упор врачей и специалистов направлен на социализацию ребенка в обществе и обучение его базовым навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  1. Низкий уровень познавательной активности: ребенок не проявляет интерес к учению и не желает усилий в этом направлении.
  2. Недостаточное развитие моторики: ребенок имеет проблемы с координацией движений.
  3. Значительное отставание в речевом развитии и ограниченный словарный запас: ребенок не может правильно сформулировать предложение или произносить слова.
  4. Отсутствие абстрактного мышления и сложных логических операций: ребенок не способен к анализу и решению задач.
  5. Предпочтение простых игр и подражание окружающим: ребенок избегает сложных задач из-за недостатка волевых усилий.
  6. Неустойчивое настроение и возбудимость.
  7. Трудности в восприятии окружающего мира и ориентации в пространстве.
  8. Недолгая концентрация внимания и медленное переключение между видами деятельности.

Для детей с умственной отсталостью характерна произвольная память и сосредоточенность на внешних признаках объектов.

Признаки умственной отсталости могут проявиться сразу после рождения, но наиболее ярко заметны после трех лет. Время постановки диагноза зависит от тяжести состояния: чем серьезнее поражение центральной нервной системы, тем раньше проявляются симптомы умственной отсталости.



Степени умственной отсталости


Существует 4 стадии интеллектуальной инвалидности, классифицированные на основе коэффициента интеллекта IQ, установленного специальными тестами:

  1. Легкая степень (дебилизм) – IQ от 70 до 50. При такой степени нарушения ребенок не может абстрактно мыслить, но способен понимать воспринимать речь и общаться. Дети при таком уровне способны выполнять простые повседневные задачи.
  2. Умеренная степень (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Требует постоянного контроля и ухода, в том числе и в установлении отношений из-за простоты речи.
  3. Тяжелая степень (выраженная имбецильность) – IQ от 34 до 20. Ребенок плохо говорит, с трудом считает и понимает речь. Словарный запас сильно ограничен. Малыш нуждается в постоянном уходе.
  4. Глубокая степень (идиотия) – уровень IQ менее 20. Сильные ограничения способности в общении и понимании, но ребенок может выражать желания и эмоции невербально. Существуют серьезные проблемы с сенсорными и моторными навыками.

Важно отметить, что при настойчивом обучении людей с интеллектуальной инвалидностью можно добиться освоения базовых навыков.



Программа реабилитации детей с умственной отсталостью


В Реацентре Казанский программа реабилитации для детей с умственной отсталостью составляется по индивидуальной схеме.

В основе коррекционного лечения лежит метод Микротоковой рефлексотерапии. Слабые импульсы равные сигналам головного мозга помогают достроить поврежденные нейронные связи. Ребенок становится более усидчивым и восприимчивым к обучению.

Работа с логопедом помогает развивать речь, улучшать артикуляцию звуков, расширять словарный запас и формировать навыки коммуникации.

Психологическая поддержка помогает детям справляться с эмоциональными трудностями, повышает самооценку, развивает навыки саморегуляции и адаптации к обществу. Игровая форма обучения помогает лучше усваивать материал, развивать когнитивные способности, воображение и творческое мышление.



Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ)


Микротоковая рефлексотерапия - это метод лечения неврологических заболеваний, который использует небольшие электрические импульсы, известные как микротоки, для стимуляции определенных точек на теле и в головном мозге.

Микротоки могут активизировать нервную систему.  Это улучшает передачу сигналов между клетками головного мозга, активирует нужные участки головного мозга, улучшает связность и синхронизацию между областями мозга.

Методика эффективна при различных задержках речевого, психического, двигательного развития ребенка.













Перечень Предоставляемых Услуг и Их Цены