г. Калининград, пр-т Победы, 70А,
график работы:  Пн-Пт 8.00-20.00

Общее недоразвитие речи у детей: признаки, уровни, работа логопеда


ОНР или общее недоразвитие речи, представляет собой системное расстройство речевой функции, при котором возникают ошибки в формировании ее значимых и звуковых элементов, таких как фонетика, лексика и грамматика.

Если ребенок после 4-х лет не использует речь в полной мере для общения, стоит обратиться к специалисту. Определить проблему лучше всего в дошкольном возрасте и помочь ребенку научиться говорить правильно. В противном случае, в будущем ОНР может стать причиной серьезных трудностей в обучении и социальной и личностной адаптации.


Признаки ОНР у детей


Исходя из уровней общего недоразвития речи, можно выделить несколько признаков:

  1. Отсутствие речи:
    • Использование лишь звуков, первых слогов слов.
    • Ограниченный или отсутствующий активный словарный запас.
    • Использование жестов и мимики для выражения потребностей.
  2. Наличие общеупотребительных слов:
    • Ограниченное количество слов в речи.
    • Неправильное произношение слов.
    • Недостаточное понимание грамматических правил.
  3. Нарушение грамматики и фонетики:
    • Использование развернутых предложений с ошибками в грамматике.
    • Неправильное произношение слов из-за сложностей с фонетикой.
    • Трудности в понимании и использовании редких слов.
  4. Практически вариант нормы:
    • Неправильное произношение некоторых слов.
    • Нечеткая артикуляция и дикция.
    • Трудности с формированием слов с трудным слоговым составом. Отмечаются трудности при склонении слов, изменении числа. Трудности при построении рассказа.




Уровни общего недоразвития речи


Первый уровень. Отсутствие речи

Даже непрофессионалу видно, когда у ребенка есть проблемы с развитием речи. Малыш может издавать звуки, бормотать, произносить только первые слоги слов. Часто он общается на своем собственном языке, где одно слово может означать разные вещи.

Вместо слов ребенок использует жесты и мимику, чтобы передать свои мысли и потребности, и делает это довольно умело.

Ребенок не формирует простые предложения, а использует только два неопределенных слова, например, "гав би-би" вместо "собака на машине".

У него хорошо развит пассивный словарный запас - он понимает речь, обращенную к нему. Однако активный словарный запас беден, и ребенок испытывает трудности с произношением слов, особенно тех, которые состоят из нескольких слогов.


Второй уровень. Общеупотребительные слова

Ребенок использует слова, но их количество очень маленькое, и он произносит их неправильно. Тем не менее, начинает формироваться грамматическая связь между словами.

Ребенок искажает названия определенных предметов, используя неправильные звуки. Например, вместо "яблоко" может сказать "лябако".

Он не может описывать формы, части предметов, и не умеет их группировать (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков он произносит неправильно, не согласуя слова в простых предложениях, часто пропуская предлоги и сокращая слова из нескольких слогов.

Однако он может правильно называть предметы и действия в множественном числе, и, если попросить его рассказать, что на картинке, он сможет это сделать, хотя и с ограничениями.


Третий уровень. Нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка обширен, он говорит развернутыми предложениями, но страдает от недостатков в грамматике и фонематике.

Родители понимают ребенка, но ему трудно общаться с другими. Он может произносить изолированные звуки хорошо, но в речи это проявляется нечетко. Если какой-то звук ему трудно произнести, он заменяет его на более простой.

Малыш может строить сложные предложения, хотя иногда делает ошибки. Он не всегда может правильно произносить сложные слова и не может назвать слова, начинающиеся с определенной буквы.


Четвертый уровень. Практически норма

Недоразвитие речи не слишком заметно, но в совокупности с другими симптомами оно затрудняет учебу в школе, особенно в обучении чтению, письму, написание диктантов и изложений. Поэтому важно корректировать недоразвитие речи, хотя такие случаи встречаются редко.

Ребенок иногда неправильно произносит сложные слова, пропуская слоги или меняя местами звуки.

У него недостаточно четкая артикуляция, речь иногда невнятная, и ребенок может неправильно использовать слова из-за недопонимания их значения. Особенно это относится к характеристикам предметов (например, "высокий" — "длинный", "низкий" — "короткий").

Он имеет трудности с образованием слов с помощью суффиксов, а также в согласовании существительных и прилагательных во множественном числе.

У него развито критическое мышление: если предложить два варианта ответа, он может выбрать правильный.









Перечень Предоставляемых Услуг и Их Цены