г. Калининград, пр-т Победы, 70А,
пр-т Ленинский, 1
график работы: Пн-Сб 8.00-20.00

Новости


28 марта 2024

Лечение ЗРР

В настоящее время наблюдается рост числа детей с диагнозом «задержка речевого развития» (ЗРР). Современным родителям доступна информация из самых разных источников о том, как должно протекать речевое развитие ребенка. Интернет, книги, телевидение — информации достаточно. Кроме того, родителям достаточно прийти на детскую площадку, понаблюдать за сверстниками своего ребенка, чтобы понять, что у малыша существуют проблемы с речью.
Мы задали детскому неврологу Калининграда —Слюньковой Марианне Сергеевне, несколько вопросов, которые особенно волнуют родителей детей дошкольного возраста. Марианна Сергеевна — один из ведущих специалистов, заведующая Реацентром, невролог и рефлексотерапевт.
Надеемся, уважаемые родители, вы найдете ответы на самые животрепещущие вопросы о речевом развитии ребенка.
       — Что это за диагноз «задержка речевого развития», почему его могут поставить ребенку?
— К сожалению, такой диагноз нередко встречается в анамнезах детей дошкольного возраста. Дети с задержкой речевого развития — это, как правило, малыши, у которых в процессе развития прослеживаются также нарушения моторики, а иногда и психомоторики. Ранее термин "задержка" использовали для выделения особой группы детей во время диагностики их готовности к школьному обучению. В настоящие дни, термин применяют для описания состояния высших психических функций (ВПФ) у детей с различными органическими, генетическими и психологическими проблемами в развитии.
       — Как часто необходимо посещать детского невролога?
— Детского невролога в Калининграде, да и в любом другом городе, нужно посещать планово. Педиатр в поликлинике предупредит родителей, в каком возрасте следует показать малыша специалисту. По существующему графику профилактических осмотров ребенок до года посещает невролога через месяц после рождения и в 1 год. Нет необходимости в том, чтобы обращаться к неврологу регулярно.
Если родители видят какие-то нарушения или отставания в развитии, то в таком случае стоит обратиться к детскому неврологу целенаправленно. Например: ребенок не отзывается на имя или, скажем, у ребенка проблема с речью, вплоть до серьезных отставаний, когда ребенок не разговаривает в 3 года, малыш испытывает трудности в понимании обращенной речи.
Многие неврологические заболевания или состояния нетрудно заметить со стороны. Когда у родителей возникают сомнения, касающиеся состояния психического или моторного развития ребенка, лучше не затягивать и обратиться к неврологу внепланово.
      — Как мама может понять, что с ребенком что-то не так, и его речевое развитие не соответствует возрасту?
— Расстройства речи у детей (задержка, в том числе) могут проявляться в разнообразных формах.
Для некоторых детей характерны ограниченные лексические навыки (недостаточный словарный запас) или затруднения в соблюдении правил грамматики.
Другие могут испытывать трудности в понимании и усвоении речевых звуков, что влияет на четкость произношения слов.
Имеются случаи, когда дети испытывают трудности в формировании правильной ритмики, интонации и акцента при общении.
Еще одной особенностью может быть затруднение в связывании слов в полноценные фразы или выражения.
Некоторые дети могут испытывать затруднения в запоминании и повторении слов или фраз.
У кого-то могут быть трудности с пониманием речи, ответами на вопросы или выполнением просьб.
Некоторым детям сложно устанавливать и поддерживать связь с окружающими, а также инициировать и поддерживать беседу с ними.
Необходимо помнить, что каждый ребенок уникален и его индивидуальные особенности и проявления задержки речевого развития могут отличаться. Важно обращаться за помощью к специалистам, которые помогут определить и разработать подходящие стратегии и терапевтические методы, с учетом специфики развития каждого ребенка.
      — Какие признаки могут свидетельствовать о том, что у ребенка задержка речевого развития?
— На эти симптомы задержки речевого развития у ребенка родителям следует обратить внимание и обратиться к специалисту. Расскажу подробнее.
У ребенка в возрасте до 1 года еще не начался этап лепета, он пока не произносит слоговые звуки или слова.
В 1-летнем возрасте ребенок еще не реагирует на звуки соответствующим образом, может быть менее отзывчивым на окружающие звуки или речь.
В 1,5 года ребенок еще не пытается повторять слова, произнесенные окружающими взрослыми, не делает первые шаги в направлении развития своей речи.
В возрасте 1,5–2 лет ребенок может испытывать трудности в понимании простых заданий, таких как "дай", "покажи" и подобных, и не всегда может их выполнить.
В 2-летнем возрасте ребенок еще не произносит слова, его устная речь еще не развилась полностью.
В возрасте 2,5–3 лет ребенок может испытывать затруднения в соединении слов в простые фразы, не может свободно и грамотно выражать свои мысли в устной форме.
Даже в 3-летнем возрасте ребенок еще не способен говорить простыми предложениями или связывать слова в смысловые и грамматически правильные высказывания.
Ребенок предпочитает использовать неречевые средства коммуникации, такие как мимика и жесты, вместо слов, чтобы выразить свои потребности и желания.
— Какие могут быть причины задержки речи?
Все причины условно можно разделить на две группы:
  • биологические;
  • социальные.

К числу биологических факторов, влияющих на развитие речи у ребенка, относятся следующие:

  • травмы головы;
  • заболевания, перенесенные в раннем детстве: отит, нейроинфекции, пневмония, бронхит;
  • перинатальная энцефалопатия, вызванная родовыми травмами, гипоксией или асфиксией во время родов, инфекциями (например: корью, гриппом, краснухой, скарлатиной, ВИЧ и другими);
  • проблемы со слухом, которые могут затруднить восприятие звуков и понимание речи окружающих;
  • дефекты в развитии артикуляционного аппарата или аномалии в структуре и функционировании языка, мягкого неба, губ.

Если говорить о социальных причинах, играющих роль триггеров в формировании недоразвития или нарушений в развитии речи, то здесь можно выделить три главные.
Недостаток речевой стимуляции и недостаточное взаимодействие с ребенком в раннем детстве. Важно понимать, что развитие ребенка тесно связано с окружающей его средой. Если ему не предоставляется возможность активно общаться, слушать и повторять слова, речь может развиваться медленнее.
Еще одна причина — неблагоприятные социально-бытовые условия в доме, где растет ребенок. Недостаточный уход и внимание со стороны взрослых также могут оказывать негативное влияние на развитие детской речи. Для нормального развития ребенку необходима не только материальная поддержка, но и эмоциональная и интеллектуальная.
Стресс также может стать фактором, препятствующим нормальному речевому развитию. Перенесенные стрессы, особенно в период активного формирования речи, могут вызвать психологические нарушения, которые затрудняют развитие навыков коммуникации. Психосоматические расстройства могут в дальнейшем усложнить процесс формирования речи у ребенка.
Все эти факторы являются важными при анализе речевого развития детей. Важно создать благоприятную среду для развития ребенка, обеспечить ему достаточное количество общения, стимулирование речи и постоянную поддержку. Только тогда он сможет полноценно развиваться и успешно общаться.
     — Если родители подозревают, что у ребенка ЗРР, в Калининграде где они могут получить профессиональную консультацию?
— Лечением задержек развития у детей в Калининграде занимается наш Реацентр. Здесь можно записаться на прием к детскому неврологу, логопеду и другим специалистам, если в этом будет необходимость. Удобно то, что вы можете получить консультацию и рекомендации от разных специалистов в одном месте.  
Возврат к списку
Перечень Предоставляемых Услуг и Их Цены