Как подготовить ребенка с РАС к школе
Памятка для родителей, как помочь ребенку с РАС подготовиться к школе.
Подготовка к школе для ребёнка с РАС имеет свои особенности. К моменту поступления в школу нужно заранее готовиться. Остановимся на рекомендациях педагога, психолога, которые помогут родителям таких детей подготовить будущих первоклассников к школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА С РАС
-
Заранее, до начала учебного года нужно познакомиться со зданием школы где будет учиться ребенок. Гулять рядом со школой, по возможности, зайти внутрь. Ребенок должен сам научиться открывать-закрывать входную центральную дверь, дверь школьного класса, дверь столовой;
- Познакомиться заранее с учителем, который будет учить ребенка Большинство детей с РАС не сразу принимают нового взрослого и им важна подготовка. Можно сфотографировать педагога (с разрешения) для того, чтобы рассказать ребёнку об этом человеке и о роли, которую он выполняет в школе;
- До поступления в школу ребенка нужно начинать учить ходить в общественные туалеты. Для этого нужно сопровождать ребенка до туалетной комнаты;
- Непривычные запахи, шум, высота потолков, звук воды, вентилятора, сушилки - это может напугать ребенка с сенсорной чувствительностью и не дать ему возможность даже переступить через порог. Решить проблему можно постепенным привыканием;
- Тренируем в общественных местах, желательно заранее и не в стрессовом режиме, а спокойно, поставив это на заметку, как обязательный ритуал;
- Заранее нужно приучать ребенка к звуку школьного звонка. Реакция детей с аутизмом на «школьный звонок» различна. Ребенок может остановиться и закрыть уши руками. Как вариант обратной реакции на «звонок» ребенок может сесть, обхватив голову руками. Также ребенок может спрятаться на груди у взрослого;
- Ребенок может закричать громче, чем сам звонок. Ребенок может выбежать из класса. Вопрос тоже решается постепенным привыканием сначала в рамках дома;
- В домашних условиях нужно учить ребенка самому раздевать-одевать верхнюю одежду, обуватьться-разуваться, красиво, аккуратно развешивать одежду на вешалку. Лучше давать ребенку инициативу и самостоятельность в этом процессе;
- Формирование учебного поведения, организация аутичного ребенка к специальной учебной деятельности;
- Организация дома места для занятий. Занятия дома должны проводиться в одно и то же время. Ребенок должен четко усвоить последовательность занятий, например, «занятие, еда, игра»;
- Необходимо сформировать положительную эмоциональную установку ребёнка по отношению к занятиям;
- Занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно говорит о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он вёл себя как «хороший, умный ученик». Этим мы добиваемся постепенного освоения ребенком роли ученика, школьника;
- Содержательная сторона занятий ребенка по подготовке к школе должна быть связана с той деятельностью, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятный сенсорные ощущения;
- Для развития учебного стереотипа необходимо специально комментировать действия ребенка, придавая им определенный смысл. В самом комментарии д.б. заложены возможности совместного развития учебной деятельности;
- Понравившиеся виды деятельности даются ребёнку в качестве заданий, причём всегда в определенной последовательности, к которой он привыкает;
- Для подготовки ребёнка с РАС к обучению в школе необходимы разные занятия: развитие крупной и мелкой моторики, произвольного внимания и памяти, формирование речи.
Подготовка к школе значительно облегчит труд учителя, родителя и ребёнка с РАС и сделает учебный процесс более комфортным для всех трёх сторон.
Перечень Предоставляемых Услуг и Их Цены