Умственная отсталость у детей: признаки, степени. Развитие и реабилитация ребенка с УО
Умственная отсталость (УО) у детей представляет собой снижение когнитивной активности, вызванное нарушениями в функционировании мозга и центральной нервной системы.
У таких детей психическое развитие происходит по индивидуальному сценарию, отличному от обычного хода развития. Это сопровождается изменением личностных характеристик. Нарушения затрагивают не только умственные способности, но также приводят к отставанию в физическом развитии, возникновению поведенческих расстройств и нарушению эмоциональной и волевой сферы.
Признаки умственной отсталости у детей
Умственная отсталость обусловлена необратимыми изменениями в коре головного мозга, которые происходят еще на этапе формирования нервной системы в период беременности. Основной упор врачей и специалистов направлен на социализацию ребенка в обществе и обучение его базовым навыкам.
Признаки умственной отсталости у детей:
- Низкий уровень познавательной активности: ребенок не проявляет интерес к учению и не желает усилий в этом направлении.
- Недостаточное развитие моторики: ребенок имеет проблемы с координацией движений.
- Значительное отставание в речевом развитии и ограниченный словарный запас: ребенок не может правильно сформулировать предложение или произносить слова.
- Отсутствие абстрактного мышления и сложных логических операций: ребенок не способен к анализу и решению задач.
- Предпочтение простых игр и подражание окружающим: ребенок избегает сложных задач из-за недостатка волевых усилий.
- Неустойчивое настроение и возбудимость.
- Трудности в восприятии окружающего мира и ориентации в пространстве.
- Недолгая концентрация внимания и медленное переключение между видами деятельности.
Для детей с умственной отсталостью характерна произвольная память и сосредоточенность на внешних признаках объектов.
Признаки умственной отсталости могут проявиться сразу после рождения, но наиболее ярко заметны после трех лет. Время постановки диагноза зависит от тяжести состояния: чем серьезнее поражение центральной нервной системы, тем раньше проявляются симптомы умственной отсталости.
Степени умственной отсталости
Существует 4 стадии интеллектуальной инвалидности, классифицированные на основе коэффициента интеллекта IQ, установленного специальными тестами:
- Легкая степень (дебилизм) – IQ от 70 до 50. При такой степени нарушения ребенок не может абстрактно мыслить, но способен понимать воспринимать речь и общаться. Дети при таком уровне способны выполнять простые повседневные задачи.
- Умеренная степень (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Требует постоянного контроля и ухода, в том числе и в установлении отношений из-за простоты речи.
- Тяжелая степень (выраженная имбецильность) – IQ от 34 до 20. Ребенок плохо говорит, с трудом считает и понимает речь. Словарный запас сильно ограничен. Малыш нуждается в постоянном уходе.
- Глубокая степень (идиотия) – уровень IQ менее 20. Сильные ограничения способности в общении и понимании, но ребенок может выражать желания и эмоции невербально. Существуют серьезные проблемы с сенсорными и моторными навыками.
Важно отметить, что при настойчивом обучении людей с интеллектуальной инвалидностью можно добиться освоения базовых навыков.
Программа реабилитации детей с умственной отсталостью
В Реацентре Казанский программа реабилитации для детей с умственной отсталостью составляется по индивидуальной схеме.
В основе коррекционного лечения лежит метод Микротоковой рефлексотерапии. Слабые импульсы равные сигналам головного мозга помогают достроить поврежденные нейронные связи. Ребенок становится более усидчивым и восприимчивым к обучению.
Работа с логопедом помогает развивать речь, улучшать артикуляцию звуков, расширять словарный запас и формировать навыки коммуникации.
Психологическая поддержка помогает детям справляться с эмоциональными трудностями, повышает самооценку, развивает навыки саморегуляции и адаптации к обществу. Игровая форма обучения помогает лучше усваивать материал, развивать когнитивные способности, воображение и творческое мышление.
Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ)
Микротоковая рефлексотерапия - это метод лечения неврологических заболеваний, который использует небольшие электрические импульсы, известные как микротоки, для стимуляции определенных точек на теле и в головном мозге.
Микротоки могут активизировать нервную систему. Это улучшает передачу сигналов между клетками головного мозга, активирует нужные участки головного мозга, улучшает связность и синхронизацию между областями мозга.
Методика эффективна при различных задержках речевого, психического, двигательного развития ребенка.
Перечень Предоставляемых Услуг и Их Цены