Сенсорная интеграция – это процесс организации ощущений, происходящий в центральной нервной системе. Ощущения поступают от разных сенсорных систем: вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус. Благодаря этому процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность осмысленного действия в данной ситуации.
Детям с нарушениями сенсорной интеграции свойственны многие из таких характеристик:
· слабый мышечный тонус;
· задержка в формировании двигательного ответа на внешнее воздействие;
· замедленное развитие мелкой и крупной моторики;
· неспособность удерживать равновесие;
· проблемы с тактильным различением;
· аномальное пристрастие или отвращение к активности, требующей участия вестибулярного аппарата;
· незрелая осанка и походка;
· защитная реакция на сенсорные стимулы.
Дети, с трудом воспринимающие сенсорную информацию, могут испытывать сложности при обучении: они часто рассеяны, не могут усидеть на месте, с трудом концентрируют внимание.
У детей с задержками в развитии (особенно у детей с РАС) в 90% случаев нарушена сенсорная интеграция.
Для улучшения качества жизни, для коррекции поведения и развития полезных навыков необходима терапия сенсорной интеграции.
Варианты прохождения терапии сенсорной интеграции в Реацентре:
1.На занятиях с нейропсихологом
Наши нейропсихологи прошли обучение и продолжают развиваться в этом направлении. На своих занятиях они активно использую игры и упражнения для развития сенсорной интеграции. Этому помогает следующее оборудование: сыпучие материалы, предметы из различных материалов и с разной текстурой, массажные коврики, дорожки, кочки, балансировочные доски, различные мячи, мешочки, тоннели, гамаки и т.д.
2. Коррекционные занятия в сенсорной комнате
Сенсорная комната — это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия ребенка: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, запах, свет, цвет, массажные поверхности, мешочки, песок, кочки, дорожки, спортивный инвентарь сухой бассейн и т.д.
3. Логопедические занятия с использованием интерактивной песочницы
На этом занятии не только стимулируется речь, но и проводится терапия сенсорной интеграции. Ведь песочница раскрашивается в различные цвета, воспроизводит звуки животных, природы, людей и т.д. Упражнения и игры на песке – это отличный способ развития сенсорных систем.